- КОМИССИЯ
- (от лат. commissio – поручение) – обязательство одной стороны (комиссионера) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Плату за совершение такой сделки также принято называть К., комиссионными. В банковском деле – договор комиссии регулирует отношения банка с клиентом при выполнении разл. рода банковских операций, именуемых как посреднические, «комиссионные», «агентские», за которые банк взимает комиссионное вознаграждение. К ним относятся: комиссионно-расчетные операции (включая расчеты в форме инкассо, аккредитивные и переводные операции, корреспондентские услуги, а также операции с векселями и кредитными картами); торгово-комиссионные услуги (связанные с покупкой и продажей банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностр. валюты, драгоц. металлов, а также факторинговое обслуживание); посреднические услуги по размещению ценных бумаг; трастовые (доверительные) услуги; выдача банком поручительств и гарантий, предусматривающих их исполнение в ден. форме; бухгалтерское и консультац. обслуживание клиентов. Комиссионная плата, взимаемая банками за оказание посреднич. услуг, может иметь разл. формы в зависимости от вида операций. Размер и способы оплаты этих услуг предусматриваются в договоре К. и обычно устанавливаются в форме определенного процента от цены сделки. Рост комиссионных операций коммерч. банков связан с необходимостью диверсификации банковской деятельности в условиях усиления конкурентной борьбы и представляет собой один из способов поддержания уровня доходности банка. В мировой практике банковского дела наблюдается рост комиссионных операций и расширение набора банковских услуг. Доля комиссионных доходов коммерч. банков в общем валовом доходе колеблется в разл. странах от 16 до 40%. Эта тенденция связана не только с необходимостью поддержания показателей ликвидности баланса банка, но и характеризует процесс постепенного становления коммерч. банка как социально-рыночного института. Традиц. финансово-посреднич. функции банка дополняются такими, как управление имуществом корпоративных и частных клиентов, предоставление консультац. и информац. услуг, что превращает банк не только в «агента», действующего по поручению клиента, но и в его партнера и гаранта. Российские коммерч. банки также расширяют спектр комиссионных (посреднических) банковских операций. Однако осн. часть доходов банков формируется за счет краткосрочного кредитования клиентов, что свидетельствует о низком уровне диверсификации банковской деятельности, а значит и о недостаточном уровне развития сферы банковских услуг
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.